Сердце под капотом: в прокат вышел фильм о том, как Ford пытался обогнать Ferrari

0 смотр.

Сердце под капотом: в прокат вышел фильм о том, как Ford пытался обогнать Ferrari

Кадр из фильма «Ford против Ferrari» DR

14 ноября в российский прокат выходит картина Джеймса Мэнголда «Ford против Ferrari», где впервые вместе на экране появляются Кристиан Бэйл и Мэтт Дэймон. Кинообозреватель Денис Виленкин объясняет, почему фильм нужно посмотреть, даже если вы не поклонник автогонок

Премьера фильма прошла на кинофестивале в Торонто, а сейчас его называют одним из претендентов в грядущей оскаровской гонке как минимум в трех номинациях: лучший фильм, лучшая мужская роль и лучший монтаж. Мы, впрочем, уже готовы отдать картине Джеймса Мэнголда приз редакционных симпатий.

Кэролл Шелби (Мэтт Дэймон) — известный автогонщик, который вынужден сойти с дистанции и на время забыть про клапаны автомобильные из-за клапана сердечного. Кен Майлс (Кристиан Бэйл) — британец, тоже автогонщик и механик, настоящий фанат своего дела, который участвует в городских заездах на своем любимом болиде. Во время одного из таких турниров герои знакомятся, правда, приятной встречу назвать трудно. В Шелби полетит гаечный ключ от неуравновешенного Майлса, но он сделает важный вывод: его новый приятель готов идти до самого конца, а это едва ли не главное качество настоящей звезды гонок.

Непомерные долги в итоге приведут Шелби и Майлса к тому, что они свяжутся с главным автомобильном концерном США — Ford — и начнут строить автомобиль, способный потягаться с машинами Ferrari. Потому что главу Ford (внука великого Генри Форда) Генри Форда II (его играет Трейси Леттс) один талантливый менеджер (Джон Бернтал) убедил, что компании необходимо создать гоночный болид, способный задать итальянцам жару на Ле-Мане — и таким образом поднять свой имидж в глазах потребителей.

Джеймс Мэнголд — режиссер вестерна «Поезд на Юму», романтической мелодрамы «Кейт и Лео» и двух фильмов про Росомаху («Росомаха. Бессмертный» и «Логан»). Невзирая на разговоры о «Джокере» как о фильме, перевернувшем игру для жанра, именно «Логан» Мэнголда удостоился номинации за «лучший адаптированный сценарий». Скромного Джеймса можно считать наследником старого Голливуда. Это видно по тому, как он рисует фантазии героев, педантично обращается с мизансценами, хрестоматийно монтирует кадры, чтобы ни у кого из зрителей не осталось сомнения, чья же именно машина несется по дороге, упивается друзьями, уходящими с гоночного трека в обнимку, точно герои легендарного финала «Касабланки». В подходе Мэнголда читается юношеское восхищение своими большими артистами, глубоко фрустрированным героем Дэймона и потрясающе поработавшим над английский акцентом Кристианом Бэйлом.

ЧИТАТЬ:  Как снимали фильм «Белое солнце пустыни»

Мэнголда, возможно, стоило бы упрекнуть в комичном представлении итальянцев в фильме — они карикатурны, суетливы, а итальянские гонщики напоминают главного героя из короткометражки Уэса Андерсона «Кастелло-Кавальканти». С другой стороны, эта ироничная стигматизация отличает и сами итальянские фильмы той эпохи, в которую происходит действие фильма, а потому бросается в глаза лишь из-за сильного актерского контраста между драматическими протагонистами и европейским «фоном» картины.

«Ford против Ferrari» — фильм о рыцарях в именных белых одеждах, спрятанных под тугими комбинезонами и, конечно, о рыцарской мечте. Мечту однако гонщикам трудно сформулировать на словах, ведь они живут ощущениями. Слишком сильный занос, недостаточный впрыск, жесткая подвеска. Майлс на гоночном треке повторяет своего рода спортивную молитву о том, что на 7000 оборотах есть только скорость, пространство и время. Но если есть 7000 оборотов и спидометр, который фиксирует максимальную точку их развития, значит есть и предел? Поначалу немного смущает, что финал у картины трехступенчатый, как коробка передач, но на последнем рубеже замысел Мэнголда раскрывается и производит оглушительный эффект. Не вдаваясь в лирические подробности, заметим, что он перекликается с финалом неотъемлемого для автомобильного жанра фильма «Исчезающая точка» — ревизионистского carxploitaion эпохи так называемого «Нового Голливуда». И язык не поворачивается назвать этот существенный мотив «данью» или «оммажем». Образ мышления, не иначе.

Мэнголд выводит важную мысль о том, что гонщику действительно сложно мечтать. Сложно закрыть глаза, обняв жену, сложно не думать о проходе под мостиком Dunlop посреди ночи. И в этом нет никакой иронии. Речь идет не просто о пилоте, а о виртуозе, художнике, как Кен Майлс. Потому и «Ford против Ferrari» фильм о том, что очень емко в английском языке можно обозначить, как spirit. Душа, дух, неуловимая частица. Само название, в котором фигурируют два крупнейших соперника намеренно отводит настоящих героев, Шелби и Майлса на второй план. Они созависимы желанием победы, но совершенно точно участвуют в гонках не ради кубка. Почести два друга оставят серьезным деловым людям, которые могут позволить себе прилететь на гонки на личном вертолете и похлопать с вип-трибун. А те, кто сияет точкой на горизонте, уже давно прошли пит-стоп земных мечтаний.

ЧИТАТЬ:  Вдохновляющие фильмы о путешествиях — самые лучшие!

Денис Виленкин

источник

14.11.2019

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


17 − 12 =